На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наука ТВ

45 подписчиков

Свежие комментарии

  • Максим
    Проблема не в повышении средней на 2 градуса, а максимальной на 10-15! Так вот повышение максимальной температуры про...Изменение климата...
  • Степан Капуста
    Больше некому.Спасет ли мир «зе...

Космические происшествия

Пожар на орбитальной станции «Мир», 1997 год

Один из самых известных случаев — пожар на российской орбитальной станции «Мир» в феврале 1997 года. Тогда на борту станции находились шесть человек — происходила смена экипажей. Команда 22-й экспедиции (Валерий Корзун, Александр Калери и Джерри Линенджер) работала на «Мире» уже полгода и вскоре должна была вернуться за Землю. Экипаж 23-й экспедиции (Василий Циблиев и Александр Лазуткин) только что прилетел, с ними в качестве гостя на российскую станцию прибыл немецкий космонавт Райнхольд Эвальд.

Станция была рассчитана на трех человек, поэтому, когда на ней находилось больше людей, космонавты добавляли источники кислорода — запускали специальные кислородные шашки. 23 февраля после ужина Александр Лазуткин включил одну из таких. Он увидел, как пошла реакция, почувствовал запах кислорода, уже собрался улетать из отсека, когда необычный звук заставил его обернуться. Космонавт увидел искры — шашка загорелась, начался пожар.

Те, кто был на борту, описывают, что пламя было похоже на огонь ацетиленовой горелки. Ситуация осложнялась тем, что пожар был направлен точно в корпус корабля. Если бы обшивка прогорела насквозь, воздух из станции быстро улетучился и все люди на станции погибли. Не меньшую опасность представляли собой пары горения. 

К станции в это время были пристыкованы два космических корабля, для трех человек каждый, но вход в один из них был отрезан огнем и уже наполнился едким дымом.

В противогазах космонавты начали тушить пожар. Это было очень сложно еще и потому, что из шашки продолжал выходить кислород, подпитывавший огонь. Содержимое огнетушителей на пламя распылял командир Валерий Корзун, а остальные, выстроившись в цепочку, передавали ему огнетушители из других отсеков станции. Израсходовав полностью три огнетушителя, пожар удалось потушить только четвертым.

Через некоторое время экипаж станции с облегчением убедился, что на «Мире» можно дышать без противогазов. Однако вся станция пропиталась едким дымом, кроме того, произошла утечка ядовитого этиленгликоля. Люди первое время даже спали в респираторах.

Комиссии НАСА и российского ЦУПа пришли к выводу, что экипаж может продолжать работу. Российские космонавты почти все время пребывания на «Мире» чинили многочисленные повреждения и поломки. После возвращения на Землю Циблиев, Лазуткин и Линенджер потеряли здоровье и в космос больше не летали, выбыв из отрядов космонавтов.

Утечка аммиака во время пристыковки модуля Destiny к МКС, 2001 год

Одной из первых крупных аварий на МКС после введения ее в эксплуатацию была значительная утечка охлаждающей жидкости (аммиака) во время пристыковки к станции научного модуля Destiny в 2001 году.

Американская орбитальная лаборатория Destiny была доставлена на МКС шаттлом «Атлантис». В феврале 2001 астронавты после нескольких выходов в открытый космос успешно интегрировали ее в станцию. Стыковкой изнутри МКС руководила бортинженер Марша Айвин, в открытом космосе работали Томас Джонс и Роберт Кербим.

В какой-то момент Роберт произнес: «Кажется, у меня тут утечка». Когда его коллега Джонс поднял глаза, то увидел «серебристый, порхающий поток снежинок, вылетающий из рабочей зоны Кербима».

Джонс позже вспоминал, что не на шутку встревожился — аммиак был необходим для охлаждения Destiny: «У нас может не хватить мощности охлаждения для активации лаборатории. И тогда наша команда доставит на МКС калеку на миллиард долларов».

Самого Кербима спас скафандр, но утечку надо было остановить. Оказалось, что заклинило один из клапанов системы охлаждения. Роберт пытался двигать и тянуть устройство, пока аммиак хлестал на его скафандр, забрызгивая стекло. В конечном итоге, неимоверным усилием клапан удалось закрыть.

Хотя утечка была устранена, оставалась еще одна проблема: скафандр астронавта был почти полностью покрыт слоем замерзшего аммиака толщиной в 2 см. Джонс вспоминал: «Он был буквально похож на снеговика». В таком виде возвращаться в МКС было нельзя — аммиак начнет таять и отравит весь экипаж.

Космонавту отдали приказ просто висеть на солнечной стороне станции, чтобы тепло испарило аммиак. Когда МКС ушла в ночную сторону, Джонс достал щетку (которая входила в набор рабочих инструментов космонавтов) и тщательно смел все, что не растопило Солнце.

После того, как Кербим и Джонс вернулись внутрь, они герметизировали, затем вентилировали и повторно герметизировали воздушный шлюз, чтобы удалить аммиак, а экипаж станции носил кислородные маски в течение примерно 20 минут, пока системы жизнеобеспечения отфильтровывали яды из воздуха.

Температура на Destiny поднялась до 38 ℃, но и эту проблему удалось быстро решить, а лабораторный модуль успешно работает до сих пор.

Жесткая посадка «Аполлона». 1975 год

17 июля 1975 года состоялось историческое событие — стыковка «Союз-Аполлон». Это стало важным шагом к политической разрядке в Холодной войне, символом сотрудничества и сближения СССР и США. Событие назвали «рукопожатием в космосе». Но мало кто знает, что история могла закончиться ужасной трагедией — экипаж «Аполлона» чуть не погиб во время приземления.

Когда корабль уже входил в атмосферу Земли, превратившись в огненный шар, в системе связи произошло короткое замыкание. Астронавты слышали в наушниках только отвратительный пронзительный визг.

На высоте 25 000 метров командир Томас Стаффорд должен был отключить двигатели реактивной системы управления, которые поворачивали корабль в космосе. Но, пытаясь восстановить коммуникацию с коллегами, он пропустил этот момент.

Когда корабль начал приближаться к земле, раскрылись первые, стабилизирующие, парашюты, «Аполлон» стал вращаться. Система навигации посчитала, что происходит что-то неправильное и автоматически включила двигатели, чтобы стабилизировать корабль. А в выхлопах — окислитель амил, страшный яд. В этот же момент автоматически открывается внешний клапан корабля, чтобы впустить воздух — «Аполлон» в нижних слоях атмосферы, космонавты могут дышать. Корабль начинает заполняться желтоватым дымом — это смертельный амил, поражающий нервную систему.

Корабль снижается над океаном, к плановой точке приземления. Но основные парашюты автоматически не раскрываются. Стаффорду пришлось раскрывать их вручную. Если бы он не сориентировался тогда, весь мир бы увидел, как после стыковки «Союз-Аполлон» погиб американский экипаж.

Дул страшный ветер, корабль жестко шлепнулся на воду под неправильным углом — астронавты оказались лицом вниз. «Аполлон» по-прежнему заполнен амилом.

Стаффорд отстегнулся, чтобы добраться до кислородных масок, что оказалось не так-то просто в перевернутом корабле. Вдобавок, один из астронавтов, Вэнс Бранд, потерял сознание. Стаффорд надел ему кислородную маску, но когда Бранд начал приходить в себя, то, не понимая что происходит, ударил командира в челюсть. Маска снова сползла с лица Бранда, пришлось держать его и кислородную маску, пока тот окончательно не пришел в сознание.

Вскоре астронавтов забрала спасательная команда. Экипаж «Аполлона» даже смог поучаствовать в приветственной церемонии, позируя фотографам и операторам. Потом их сразу отправили в больницу. Все они еще долго лечились от тяжелого воспаления легких.

Гибель экипажа корабля «Союз-11». 1971 год

30 июня 1971 года — одна из самых трагических страниц в истории космонавтики. В этот день в полном составе погиб экипаж советского корабля «Союз-11».

Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков впервые в истории провели успешную пристыковку к космической станции — советской «Салют-1». Они проложили путь для будущей длительной работы на орбите, в том числе на МКС. А потом все пошло не так. 

Изначально на «Союзе-11» должны были лететь Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин, но за два дня до старта у Кубасова обнаружили небольшое затемнение в легком, и экипаж заменили на дублирующий.

29 июня космонавты отстыковались от «Салюта-1», выполнив все задачи. 30 июня в 00:16 состоялся последний сеанс связи с «Союзом-11». Экипаж передавал, что все идет по плану, самочувствие отличное. В 01:35 двигатели корабля включились на торможение, в 01:47 планово разделились отсеки, но космонавты перестали выходить на связь. Посадка прошла автоматически в 02:16 — вроде бы полностью в штатном режиме.

Но когда спасательная команда открыла капсулу корабля, оказалось, что все три космонавта мертвы. Из ушей и носов погибших шла кровь, тела были еще теплыми. Их пытались реанимировать, но было уже поздно.

Экипаж погиб от декомпрессии — корабль разгерметизировался. По неизвестной до сих пор причине гораздо раньше срока, на высоте 150 километров открылся клапан, который должен был впустить в корабль воздух при приземлении.

Космонавты поняли, что случилось, они пытались закрыть клапан, но чтобы дотянуться до него, надо было отстегнуться от кресла и встать. Потом эту ситуацию много раз моделировали: чтобы закрыть клапан нужно было 55 секунд. Экипаж «Союза-11» потерял сознание через 20.

Люди были в корабле без скафандров. Скафандры на заре космической эры были очень громоздкими — от них отказались, чтобы вместить в корабль третьего космонавта. Кроме того, считалось, что советские космические аппараты очень надежны.

С тех пор все космонавты мира возвращаются на Землю только в скафандрах. Расположение вентиляционных клапанов доработали, чтобы до них можно было быстро дотянуться. Пятно в легких у Кубасова оказалось небольшой аллергией, которая быстро и бесследно прошла. Он и Леонов через четыре года участвовали в стыковке «Союз-Аполлон».

Ремонт солнечной батареи на МКС под напряжением. 2007 год

В 2007 году американский экипаж МКС установил на станцию модуль «Гармония» и развернул третью панель солнечных батарей. Однако при выполнении последней задачи возникли проблемы.

На огромной тридцатиметровой солнечной панели нашли большой надрыв. Батарея за миллиард долларов должна была обеспечивать питанием три новых модуля станции. И эта миссия оказалась под угрозой. А кроме того, панель могла просто развалиться и повредить станцию.

В НАСА приняли решение панель чинить. Проблема состояла в том, что отключить на ней напряжение было невозможно. Астронавту предстояло работать в скафандре, зависая на конце тонкого манипулятора далеко от станции над полем электрического тока в 120 вольт.

В процессе работ пользоваться можно было только тем материалом, который имелся на МКС. В итоге со всей станции собрали ненужные провода и медную проволоку, из которых соорудили нечто вроде стяжек, призванных укрепить панель.

3 ноября астронавт Скотт Паразински вышел в открытый космос, предварительно тщательно заклеив изолентой все металлические детали скафандра. Его ноги были зажаты на концах 27-метрового робота-манипулятора — он отлетел от станции дальше, чем кто бы то ни было когда бы то ни было. 

Паразински пришлось удалить направляющую проволоку, чтобы сшить солнечные панели вместе. На работу ушло несколько часов. В общей сложности астронавт установил пять стяжек, которые находятся на МКС до сих пор. 

Потом Скотт рассказывал, что все-таки еще успевал любоваться красивыми видами на МКС и Землю.

По материалам цикла документальных фильмов «Космические ЧП», показанного на канале «Наука». 

Выжил бы Марк Уотни из фильма «Марсианин» в реальности?

Профессии, которые меняют тело

Расплата за романтику. Об изнанке профессии космонавта

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх